Jun. 4th, 2019

pascendi: (Default)
Думаешь невольно,
Голову склоня:
Что же мне так больно
На исходе дня?
Дует тёплый ветер,
Липы наклоня.
Я один на свете,
Всё не для меня.
На исходе дня,
Голову склоня,
Думаешь об этом:
Всё вокруг фигня.
Веет тёплый ветер,
Пахнет цветом лип.
Я один на свете,
А вдвоем могли б...
Без тебя фигня
Всё вокруг меня.
Оттого так больно
На исходе дня.
pascendi: (Default)
На улице громыхает дальняя гроза. Дождя нет, а хочется :-)
Гром будит дворовую живность, и чайки начинают заполошное: "Ко... ко... Мва-ха-ха-ха-ха!" голосами Черного Властелина, который поймал-таки главного героя и теперь над ним издевается.
Тут же почему-то начинают страшно, с подвывом орать коты, выясняя, кому трахать прекрасную даму.

И только людей не слышно в половине пятого ночи.

Загнал бы меня кто-нибудь спать, а?
Третья чашка кофе в кафе была явно лишней.
pascendi: (Default)
Мне давеча попалась на глаза -- не помню уже, где -- заметка с ламентациями российского бизнесмена, который поставил на Урале хорошую, современную лесопилку и стал производить особый сорт деревянных изделий, пользующийся большим спросом в Японии. Он на этом неплохо заработал, но собирается бизнес продавать, потому что оказалось, что местных жителей невозможно заставить работать. Они, заработав за день 500-700 рублей (на что уходит 4-5 часов), все бросают и идут развлекаться (читай -- пить, в тех краях других развлечений нет).

"Я же вам хорошо плачу, -- жалуется бизнесмен, -- вы могли бы по 60 тысяч в месяц зарабатывать!" -- "Не, Михалыч, мы тогда совсем сопьемся."

Тут он напоролся на проблему, которая загубила уже не один бизнес. Еще в 19 веке попытки передовых землевладельцев внедрять интенсивные методы земледелия упирались в, как казалось помещикам, тупое непонимание крестьян: а зачем?

Действительно, в человеческой природе нет понятия "расширенное воспроизводство". Биологически мы заточены на цикл: нашел жратву -- пожрал сколько влезло -- перестал искать жратву -- проголодался -- пошел искать жратву.

В ХХ веке было открыто несколько племен (да как бы не несколько десятков), которые тогда вели еще совершенно первобытный образ жизни. Антропологи успели их неплохо изучить -- пока до этих племен не добралась "цивилизация" и не "испортила" их (оба слова в кавычках не зря). Так вот, на действия, необходимые для обеспечения жизнедеятельности -- ВСЕ виды этих действий -- человек первобытного племени тратит в день -- барабанная дробь! -- не более четырех часов. Остальное время уходит на социальное взаимодействие, спорт (ага. Кто дальше прыгнет или точнее выстрелит из лука, например) и творчество (песни, пляски).

Не на учёбу или изобретательство, кстати. Саморазвитие если есть, то идет через те же самые социальное взаимодействие, спорт и творчество. Новшества, меняющие жизнь, появляются крайне редко, а внедряются и того реже, ибо социально не одобряемы: жить надо как предки.

Кто-то из "великих" экономистов, чуть ли не Фридман (я несколько лет назад цитировал здесь, лень искать сейчас цитату) писал, что в XXI веке продолжительность рабочего дня сократится до четырех часов -- благодаря росту производительности труда. Ну, и где оно? По факту продолжительность рабочего дня растет (а оплата уменьшается). Потому что владельцы бизнесов четко понимают: работник должен получать не больше, чем необходимо для поддержания его трудоспособности. И желательно, чтобы поддержать свою трудоспособность он мог только тогда, когда поработает сверхурочно.

Прогресс, развитие и расширенное воспроизводство придумали, собственно, капиталисты -- ради "штриха" в формуле "Деньги-Товар-Деньги штрих". При этом смысл в увеличении "штриха", росте и расширении имеется только для конкретного бизнеса, но после определенного уровня -- отсутствует даже для самого бизнесмена (есть ряд исследований, которые показывают, что увеличение доходов приносит удовлетворение только до некоего предела, после которого вообще не связано с положительными эмоциями).

Человеку, человечеству -- расширенное воспроизводство не нужно. Замкнутый круг, когда для расширения производства нужно стимулировать расширение потребления, и так до бесконечности -- навязан нам искусственно. И теперь, когда мы достигли естественного предела роста (уже нет столько покупателей, чтобы потребить производимые во все больших количествах и все большем разнообразии товары), из него надо как-то выходить.

Но выход только один, и заключается он в полном разрушении потребительской модели экономики и отказе от расширенного воспроизводства: производить надо не больше, чем необходимо. Избыточность, заложенная в нынешней модели, должна уйти.

К сожалению, с нею уйдет и разнообразие -- если только мы не научимся массово производить уникальные товары строго под заказ, причем с затратами не выше, чем при крупносерийном производстве.

А чем будут заниматься люди? Ну как же: социальная жизнь, спорт и творчество.

Гуманитарное творчество. Технический прогресс будет не нужен.

Profile

pascendi: (Default)
pascendi

January 2022

S M T W T F S
       1
23 456 78
91011121314 15
16 171819202122
23242526 2728 29
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 11th, 2026 07:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios