May. 27th, 2020

pascendi: (Default)
Трепетная френдесса, всерьез изучающая психологию, написала пост, который остановил мое внимание. Он стоит того, чтобы процитировать его полностью, потому что действительно демонстрирует разницу между мышлением юной девы и зрелого мужчины:

про сложность взаимопонимания (центриста и конструктора, видимо))
"– Знаешь, что лежит в основе математики, – говорю я. – В основе математики лежат числа. Если бы кто нибудь спросил меня, что делает меня по настоящему счастливой, я бы ответила: числа. Снег, и лед, и числа. И знаешь почему?
Он раскалывает клешни щипцами для орехов и изогнутым пинцетом достает мясо.
– Потому что система чисел подобна человеческой жизни. Сначала натуральные числа. Это целые и положительные. Числа маленького ребенка. Но человеческое сознание расширяется. Ребенок открывает для себя тоску, а знаешь, что является математическим выражением тоски?
Он наливает в суп сливки и добавляет несколько капель апельсинового сока.
– Отрицательные числа. Формализация ощущения, что тебе чего то не хватает. А сознание продолжает расширяться и расти, и ребенок открывает для себя промежутки. Между камнями, между лишайниками на камнях, между людьми. И между цифрами. И знаешь, к чему это приводит? Это приводит к дробям. Целые числа плюс дроби дают рациональные числа. Но сознание на этом не останавливается. Оно стремится перешагнуть за грань здравого смысла. Оно добавляет такую абсурдную операцию, как извлечение корня. И получает иррациональные числа.
Он подогревает в духовке длинный батон и насыпает в ручную мельницу перец.
– Это своего рода безумие. Потому что иррациональные числа бесконечны. Их нельзя записать. Они вытесняют сознание в область безграничного. А объединив иррациональные числа с рациональными, мы получаем действительные числа.
Я вышла на середину кухни, чтобы было больше места. Редко получаешь возможность выговориться перед своим ближним. Как правило, надо бороться за то, чтобы получить слово. А для меня это важно.
– И это не прекращается. Это никогда не прекращается. Потому что теперь мы сразу же присоединяем к действительным числам мнимые – квадратные корни из отрицательных чисел. Это числа, которые мы не можем представить себе, числа, которые не может вместить в себя нормальное сознание. А если мы к действительным числам прибавим мнимые, то получим систему комплексных чисел. Первую систему счисления, в пределах которой можно удовлетворительно объяснить формирование кристаллов льда. Это как большой, открытый ландшафт. Горизонты. Ты идешь к ним, а они все отодвигаются. Это Гренландия, это то, без чего я не могу! Поэтому я не могу сидеть за решеткой.
Я останавливаюсь перед ним.
– Смилла, – говорит он. – Можно я тебя поцелую?
У всех нас есть определенное представление о себе.
Я всегда казалась самой себе этакой бой бабой, которая за словом в карман не лезет. Но тут я не знаю, что сказать. Я чувствую, что он меня предал. Слушал не так, как должен был слушать. Что он обманул меня. С другой стороны, он ничего особенного не делает. Он мне не мешает. Он всего лишь стоит перед дымящейся кастрюлей и смотрит на меня.
Я не нахожу, что сказать. Я просто стою, совершенно не представляя, как мне себя вести, и это мгновение тянется, но потом оно, к счастью, проходит".


Это не сложность взаимопонимания центриста и конструктора, это куда проще.

Он ее, вообще-то, толком не слушал. Бухтит симпатичная девушка что-то заумное, не имеющее практического значения. Но само это бухтение привлекает и вызывает даже не желание, а некую восхищенную нежность: ну надо же, какие слова знает, и волнуется искренне -- а грудь-то, грудь-то ходуном ходит!

Умница ты моя!

Добавлю в скобках, что если очистить мысль героини от метафорической шелухи, то она совершенно тривиальна и не стоит обсуждения: человек за свою жизнь постепенно (если имеет к этому способность) обучается думать все более сложными категориями -- и мысли его становятся все глубже. Девушка, впрочем, на самом деле говорит не о мыслях, а об эмоциях -- но в таких терминах, которые только затуманивают предмет ее рассуждений.

Вишенка на торте -- внезапный (в стиле анекдотов про женскую логику) переход от систем счисления к Гренландии.

Ну зайчик же, я бы тоже умилился.

Я, между прочим, женщин слушать люблю и умею. Никто не жаловался. Только не тогда, когда они пытаются демонстрировать образное мышление и философствовать подобным вот способом на ровном месте, а тогда, когда они обсуждают живое, конкретное: людей и взаимодействие между ними. Вычурных затейниц не люблю, ибо в отношениях для меня на первом месте искренность, а если женщина выпендривается, то пусть делает это где-нибудь подальше от меня.

Добавлю еще в фигурных скобках, что разницу между мужским и женским мышлением не менее сильно демонстрирует столкновение поста моей френдессы и моего комментария. :-)

PS. Вообще этот эпизод внезапно напомнил мне нечто из моей собственной жизни.
Где-то в конце 70-х годов у меня возникло внезапное желание сделать встроенный шкаф в нашей с первой женой комнате (в квартире ее родителей, где мы тогда жили). Там прямо у входа был совершенно бесполезный аппендикс, а на наши вещички места в комнате уже не хватало.

Сказано-сделано. Мы поехали на строительный рынок в Лобню, единственное тогда место поблизости, где можно было купить подходящий для этой затеи материал. Там я купил два листа 8-мм фанеры 1,5х1,5. Скрепил их кое-как, и до электрички дотащил. А потом -- выйдя из нее -- оказался перед необходимостью как-то допереть до автобуса, и, уже доехав до наших краев, донести до дому.

А до дому от ближайшей автобусной остановки было в те давние поры более километра.

Два листа фанеры для студента астенического телосложения были не столько тяжелы, сколько неудобны, ибо тащить их пришлось, растопырив руки почти до предела.

Но я мужественно дотащил, и, что меня поразило -- жена после этого на меня буквально набросилась.

Вот и тут: le tour de force героини вызывает у ее мужчины восхищение, переходящее в.

Кстати, обратили ли вы внимание, что девушка, вся полная желания представить свои мысли как можно эффектнее, расхаживает по комнате -- в то время как мужчина, собственно, занят делом: он собирается ее кормить, причем хочет сделать еду вкусной.

Вообще меня в этой сцене восхищают не персонажи, а автор, исключительно точно ухвативший массу оттенков взаимоотношений между героями, причем он сумел показать эти взаимоотношения с точки зрения обоих, не разжевывая авторским текстом.

..
pascendi: (Default)
Нам живется весело в нашей бестолковости:
чем хреновей новости, тем забавней жить,
как в юмористической графоманской повести,
где герой пытается что-то изменить.

Хочется печалиться, иногда — отчаяться:
жизнь полна случайностей, горе одному.
Только нам всегда расти, позабыв о старости,
вопреки усталости, вопреки всему.

Жизнь детерминирована, не сломать тенденцию,
встал на направление — как переменить?
Все равно, что Путину прекратить каденцию
и «Хочу на пенсию!» людям объявить.

..
pascendi: (Default)
Если говорить о польской попсе*, то это для нас прежде всего были Czerwone Gitary, знакомые всем по песенкам "Не задзерай носа", "Таке ладны очи" и "Шалала-лала-лала-ла ла-ла ла", то есть "Historia jednej znajomości": "Так ты шла, сзади пёс за тобой газету нёс" (в оригинале он нёс не просто газету, а "Голос Побережья": Glos Wybrzeza w pysku nies, что куда конкретнее).

Фронтменом, как принято теперь говорить, этой группы был Северын Краевски, с голосом совершенно чудным и, как много позже -- когда появились клипы -- выяснилось, внешностью сердцееда.

Начинали они с совершенно школярских, для старшеклассников, вещиц, типа "Ой, за рок матура, за рок цалы..." ("Ой, еще год до экзамена, целый год!" -- а потом "ой, за дзень матура... за годзине... юж недлуго, цораз ближей... юж за хвиле... ой-ой, цо то бендже!" -- переводить надо?)

А закончили -- вот этим:


Почему-то я очень люблю эту песню.

-----------
* У поляков были очень и очень приличные рок-группы, типа Breakout, и солисты, типа Тадеуша Налепы. Я не про них сейчас.
pascendi: (Default)
В начале 70-х польский рок ничем не уступал англоязычному:


Jak ładnie ci w tej sukni
oni zaraz przyjdą tu
jak ładnie ci w tej sukni
oni zaraz wezmą mnie
lubiłaś światło świecy
będziesz miała świece dwie

na pewno masz mi za złe
że ten właśnie wziąłem nóż
na pewno masz mi za złe
oni zaraz przyjdą tu
wiem nóż ten był do chleba
oni zaraz wezmą mnie

nie powiesz ani słowa
oni zaraz przyjdą tu
nie powiesz ani słowa
oni zaraz wezmą mnie
wiem nóż ten był do chleba
już nie będziesz zdradzać mnie

(слова Богдана Лёбля)

Перевод )
Page generated Feb. 11th, 2026 05:12 am
Powered by Dreamwidth Studios