О БГ и Экклесиасте
Feb. 21st, 2019 08:42 pmСказали мне, что эта дорога
Меня приведёт к океану смерти,
И я с полпути повернула вспять.
С тех пор все тянутся предо мною
Кривые, глухие окольные тропы…
— Акико Ёсано
И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё - суета и томление духа!
— Книга Кохелет, или Экклезиаст
Вот, наступает время, когда человек, если он не видит Жизни Вечной, начинает панически бояться смерти -- и по-другому смотреть на все, что он делал до этого.
Это новый альбом БГ (почти Б-г, как говорят те, кто верят не в Бога, а в Б-га). Называется "Время N".
БГ мне практически ровесник, и я хорошо его понимаю. В его (и моем) возрасте думать о смерти для человека, лишенного веры в Христа, закономерно и естественно.
Но:
"Мы шли к тому, кто светлей всех на свете, а он -- темный как ночь".
БГ боится того, что ждет его ТАМ, потому что он не верит в то, что Он -- Отец, Который любит своих детей...
Вообще-то весь альбом -- это по смыслу и духу вторая глава Екклезиаста.
Кстати, это, наверное, лучший его альбом: самый искренний, где он -- о настоящем, о том, что на самом деле его мучает. А не о том, что бы такого завернуть, чтобы все сказали: "Да! Это отличный постмодернизм! Как же он стебается надо всеми!".
Достебался, вообще-то.
"Когда б я знал, как жить иначе, я б вышел сам в дверной проем...
Хотелось в рай, да чтоб без сдачи, а вышло мордой в окоем..."
Но главное в альбоме не эти строчки.
А вот эта:
"Остались только кривые окольные тропы и пенье с мертвыми на ржавом ветру."
БГ всю жизнь был и до последнего времени оставался чистым показушником. Ни о каком серьезном следовании буддизму там и речи нет, все для красного словца: "В этом рождении я православный", -- как он сказал в каком-то интервью.
Но на старости лет его естественным образом приплющило, а поскольку он человек, хоть и легкий, но думающий (а точнее, чувствующий, у него всё это на уровне эмоций, что еще для него хуже) -- приплющило сильно.
Он, конечно же, ни разу не христианин (как и не буддист), но о том, что будет ПОСЛЕ -- впервые начал задумываться всерьез.
Ну, может, не впервые: у него несколько лет была уже песня "Господу видней", там эти мотивы сла-абенько, но звучали.
БГ еще не ПОНЯЛ.
Но он НАЧАЛ понимать.
(Спасибо драгоценной единочаятельнице Василене, которая навела меня на этот альбом, и БГ, который навел меня на эти мысли. И комментаторам, из ответа на чьи соображения я дополнил этот пост.)