pascendi: (Default)
[personal profile] pascendi
Существует ли сегодня фольклор?
Конечно, существует.
Только это не то, что называется "русская народная песня" или "русские народные танцы".
Аутентичный фольклор в этом жанре -- уже не существует. Умерла, исчезла та жизнь, которая порождала это явление. Люди, помнившие его, тоже в большинстве уже ушли. Старушки, у которых пасутся фольклорные экспедиции, по большей части родились уже при Сталине, и аутентичным фольклором для них были бы колхозные частушки конца 20-х годов. То, что они поют как народные обрядовые песни -- по большей части слышано по радио...

Аутентичный фольклор русской общинной деревни -- это обрядовые и ситуативные песни и танцы, которые исполнялись либо по конкретному случаю, в рамках обычая, либо спонтанно, под настроение, по ситуации.

Где эти обычаи и где эти ситуации? Mais où sont les neiges d'antan?

Был такой жанр -- "песня ямщика", протяжная, неторопливая и раздольная. Прикиньте, уместна ли она за рулем тяжелого грузовика или междугороднего автобуса. Были хороводы, сопровождавшие -- оставшиеся рудиментами -- полуязыческие обряды. Кто сейчас помнит, какой эти обряды имели смысл? Были хоровые песни, которые певали на деревенских посиделках, где в полутьме при свете лучины девицы пряли, а парни улучали минутку, чтобы ущипнуть их за мягкое. Где эти парни-девицы? Кто помнит ещё, как проходили эти посиделки? Помнит сам, а не по книгам?

О принц, с бегущим веком ссора
Напрасна; жалок человек,
И пусть нам не туманит взора:
«Но где же прошлогодний снег!»


Сегодняшний аутентичный фольклор -- это, как ни странно (и страшновато) -- "Радио Шансон", российская попса и прочее, навязшее в ушах. В конце 80-х это были "Кино", "Машина времени", БГ, "Наутилус" и т.п. До этого -- бардовская песня. Аутентичный фольклор -- это песни, которые поют, собравшись в компанию, и танцы, которые в этой же компании танцуют.

А то, что нам показывают с эстрады профессиональные (или не очень) фольклорные коллективы -- это в лучшем случае качественная реставрация, а чаще -- грубый новодел, как Стрельнинский дворец.

Date: 2007-11-13 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] melonicecream.livejournal.com
Фольклора нет и быть не может, потому что во всех случаях авторство строго оберегается. Современный фолклор- анекдоты:)

Date: 2007-11-13 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Значительная часть "классического" фольклора -- тоже на самом деле вполне авторские произведения.

Date: 2007-11-13 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] murmele.livejournal.com
Любое произведение было кем-то придумано, а если исполняющий его народ не знает, кем, то ведь это ничего не меняет.
Навскидку: кто придумал "как здорово, что все мы здесь / сегодня нажрались"?

Date: 2007-11-13 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kvakl_brodakl.livejournal.com
Хорошо сказано. Согласна.
И +1 к предыдущему комментарию про анекдоты :))).

Date: 2007-11-13 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] babamora.livejournal.com
задумалось. я на каждый свой день рождения под занавес пою "Больницу Святого Джеймса" и прочую фигню типа "Иешуа под Иерихоном". у меня свой собственный фольклор? правда иногда я еще пою "Губы окаянные"

Date: 2007-11-13 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Вот-вот, а хороший кусок фольклора нашего поколения -- это Beatles, которых многие из нас охотно поют в компании :-)

Date: 2007-11-14 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] babamora.livejournal.com
в юности битлз были моими заглавными козырями. а где-то с год назад мы с приятелем внезапно плясали у него на балконе и задушевно орали "the soft parade is now began!" ничего не предвещало. просто вдруг захотелось :)

Date: 2007-11-13 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] murmele.livejournal.com
Иерихон -- это точно фольклор, просто не русский. А я пою (в одиночестве, на улице) Swing Low Sweet Chariot. :)

Date: 2007-11-13 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] pinkbagheera.livejournal.com
Ну тогда Пер Гюнт - тоже фольклор. Ибо я уже довольно давно хожу по улице, распевая песню Сольвейг в аффтарском варианте.

Date: 2007-11-13 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] murmele.livejournal.com
Э-э, я не в этом смысле. Я просто обрадовалась, что встретила любительницу спиричуэлс (если я правильно поняла, о чем речь. Могла ошибиться).

Date: 2007-11-13 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com
Это всё-таки не совсем фольклор. Это авторское, пошедшее в народ.
А вот школьные стишки-страшилки - это фольклор. Анекдоты - фольклор.
А были ли анекдоты в современном, не пушкинском (которые "дней минувших") смысле в XIX веке?

Date: 2007-11-13 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] netter.livejournal.com
А сейчас фольклором становится башорг, "олбанский" и прочие интернет-мемы... Фидошный фольклор - уже история.

Date: 2007-11-13 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] barbos91.livejournal.com
Не согласен. Вы просто плохо знаете Россию. Есть Русский Север(Мезень, речка Юг)-там где яблоки путают с картошкой. И живут старообрядцы и бывшие зеки. Есть российская "глубинка", ну например в Израиле, под городом Беер-Шевой(семь колодцев) где живут выходцы из Воронежской обл.(губернии), мужская часть которых надевает плисовые штаны на еврейские праздники, а бабушки зимой плюшевые жакеты и поют протяжно русские песни после стаканчика водки.

Date: 2007-11-13 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Представил себе российскую глубинку под Беер-Шевой.

Много думал. :-)

Похоже, действительно русский фольклор на самом деле придумали евреи :-)

Date: 2007-11-13 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] barbos91.livejournal.com
Я же говорю, что Вы плохо знаете Россию. Без обид. Никакого Сталина в деревне не воспринимали. все плюются, а почитайте Шолохова. Я в начале 70-х ходил по Дону, так в хуторах сидели старики в фуражках и плевать они хотели на Сталина и проч. А на Русском Севере к бюсту ленина козу привязавали, кто-то возмутился, нет.
А про субботников почитайте. Любопытно. Это например Так, донской казак Косяков в 1797 г., находясь на службе, «принял иудейскую веру» от местного учителя — субботника Филиппа Донского и по возвращении на Дон стал распространять новое вероучение. Вместе с братом он обратился к наказному атаману Войска Донского с ходатайством о свободном исповедании своей веры Часть субботников живет под Беер-Шевой -занимаются восновном строительством и ремонтными работами. Хотя по паспорту они русские, но Израиль дал разрешение на их репатриацию. Хотя они так похожи на евреев, как я на китайца. Между прочим молокане-сохранился фольклор!
Зайдите на любой филфак и Вы будите приятно удивлены.

Date: 2007-11-14 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Не знаю насчет филфака -- а в деревнях бывал, и в провинции бываю регулярно.

Нет там давно никакой "русской народной песни". Еще из "Кубанских казаков" что-нибудь спеть могут.

Date: 2007-11-13 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com
Это ильинцы, которые организованно выехали туда всей деревней в сравнительно недавние времена. Очень любопытная миграция от православия к чему-то близкому к иудаизму. Этнически они вполне себе русские.

Date: 2007-11-13 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] quod-sciam.livejournal.com
Напрасно Вы так думаете. Мы дружим с фольклорным ансамблем и знаем, что и бабушки живы, помнящие (вот, в прошлое воскресенье свадебный обряд описывала специально приехавшая бабушка, с песнями, вся в слезах от силы и непосредственности ощущения, а за неделю до того мы слушали казачие песни, причём кубанские и терские - это большая разница), и традиция сохраняется, причём региональная. Былины поют, песни лирников живы, духовная музыка староверов... всего не перечислишь.
Другое дело, что этому всему хода нет в ротацию, почему и не знает никто.

Date: 2007-11-14 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
А Вы не спросили у нее, когда она в последний раз видела этот самый свадебный обряд? Небось перед войной?

Да, вот фольклорный ансамбль -- это как раз то, о чем я пишу: качественная реставрация...

Date: 2007-11-13 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] oberhexe.livejournal.com
Во-первых, анекдоты. Во-вторых, пошедшие "в народ" различного рода песенки на современную соц проблематику. Ну, частушки- так это вообще святое.
В-третьих, и ремесла, и этническая музыка, в общем-то, живы и продолжаются. Другое дело, что в силу достаточного культурного/музыкального разнообразия, большого распространения это, конечно, не имеет.

Date: 2007-11-14 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
И ремёсла, и этническая музыка перешли из категории явлений повседневной жизни большинства в категорию профессиональных (или полупрофессиональных) занятий отдельных людей...

Date: 2007-11-17 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Текст интересный, хотя его портят некоторая бессвязность и неимоверное количество опечаток.

К тому, о чем я писал, очень хорошее дополнение: "В среднестатсической "застольной" аудитории исполнениие исконной народной песни практически исключено. В лучшем случае оно может стать экзотическим курьезом. Тем более, что для среднего современного уха фольклорная манера исполнения воспринимается исключительно как "вой". ".

Date: 2007-11-16 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] halbin.livejournal.com
+1 детский фольклор.
Во-первых, это пестушки, потешки, ладушки и колыбельные, т.е. то, что иногда называется "материнской поэзией". Сейчас о них много пишут в специализированной литературе, но многие мои знакомые помнят их из своего детства и воспроизводят со своими детьми.
Во-вторых, это творчество детей. Считалки, дразнилки, игры, анекдоты и просто стишки. То, что мои племянники из садика сейчас таскают, - почти все мы знаем. Хи-хи.
Моя дочь лучше всего успокаевается под народные песни в исполнении папы (барды, эстрада на громкость и силу рыданий не влияют). А вот под "Дубинушку" она быстро укладывается. (Да-да, папа-извращенец поет 3-месячной дочери "Черный ворон", "Дубинушку" и "Ой, да не вечер". Ей нравится, уже подпевает)

Date: 2007-11-16 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Хороший папа :-)

Profile

pascendi: (Default)
pascendi

January 2022

S M T W T F S
       1
23 456 78
91011121314 15
16 171819202122
23242526 2728 29
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 11th, 2026 03:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios